Начало
Содружеству было положено проведённой в 1887 году в Лондоне колониальной
конференцией, на которой закрепились основы новой колониальной политики:
отныне наиболее развитым колониям стал дароваться статус доминионов —
автономных квазигосударственных образований (позднее — фактически независимых
государств), при этом все они становились частью Британского Содружества
наций — объединения, призванного сплотить огромную Британскую империю.
Такими доминионами стали Канада, Австралийский Союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский
Союз, Ньюфаундленд и Ирландия.
На
конференции премьер-министров Великобритании и британских владений 1926
года была принята Декларация Бальфура , в которой Великобритания и доминионы
признали, что эти государства имеют «равный статус и не являются зависимыми
одно от другого в каком бы то ни было аспекте своей внутренней или внешней
политики, несмотря на то, что их сближает общая верность Короне и свободное
членство в Британском содружестве наций».
Правовой
статус Содружества был закреплён Вестминстерским статутом от 11 декабря
1931 года, и вплоть до 1947 года оно представляло собой некое подобие
союза государств, каждое из которых было объединено с Великобританией
личной унией (то есть главой доминионов признавался британский монарх). |
После
окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи , вызванный
ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми
трудностями британского правительства. С 1946 «Британское содружество»
стало именоваться просто «Содружеством».
Уже
обретение Индией независимости и установление в ней республиканской формы
правления (а, следовательно, и отказ признавать британского монарха главой
государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества.
В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными
целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность
и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация,
в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру
экономики имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.
Бирма
и Аден, получившие независимость в 1948 и 1967гг. соответственно, стали
единственными бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав
Содружества после обретения независимости. Из бывших протекторатов и мандатных
территорий Лиги наций , в Содружество не вошли Египет (ставший независимым
в 1922г.), Израиль (1948), Ирак (1932), Бахрейн (1971), Иордания (1946),
Кувейт (1961) и Оман (1971). Ирландская Республика покинула Содружество
с провозглашением республиканской формы правления в 1949г. Несмотря на
это, согласно Ireland Act 1949, граждане Ирландской Республики имеют по
британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.
Вопрос
о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве
был разрешён в апреле 1949г. на совещании премьер-министров стран Содружества
в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа
свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы
Содружества» с января 1950г., когда должно было вступить в силу провозглашение
Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились
на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было
решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение.
Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало
существования Содружества в его современном виде.
До
сих пор в 16 государствах, входящих в Содружество (помимо Соединённого
Королевства), главой государства признаётся британский монарх, представленный
генерал-губернатором. Он же является и главой Содружества; этот титул,
однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами
Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически.
Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха
главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества.
Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет
Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных
членов.
С
ростом Содружества Великобританию и доминионы, существовавшие до 1945
года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е
годы), стали неофициально называть «Старым Содружеством»
(Old Commonwealth), особенно начиная с 1960-х годов, когда начались разногласия
между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа
новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие
к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются
от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и
колониализме , возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной
Родезии в 1970-е , наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим
дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии,
а впоследствии в Зимбабве. В частности, президент Зимбабве Роберт Мугабе
часто использует выражение «Белое Содружество» (White Commonwealth), заявляя,
что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических
перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма
со стороны Белого Содружества, доминирующего в Содружестве наций как таковом. |
Общая
численность населения стран Содружества составляет около 1,8 млрд., то
есть примерно 30 % населения мира. С точки зрения численности населения
на первом месте находится Индия (по переписи 2001, один миллиард человек),
за которой идут Пакистан, Бангладеш и Нигерия (население каждой из них
превышает 100 млн.); самое немногочисленное население у Тувалу — 11 тыс.
Территория стран Содружества составляет примерно четверть земной суши.
Крупнейшие из них по территории — Австралия , Канада и Индия.
Членство
в Содружестве открыто для всех стран, признающих основные цели его деятельности.
Необходимо также наличие прошлых или нынешних конституционных связей между
кандидатом на вступление и Великобританией или иным членом Содружества.
Не все члены организации имеют непосредственные конституционные связи
с Великобританией — некоторые из южнотихоокеанских государств находились
под управлением Австралии или Новой Зеландии, а Намибия с 1920 по 1990
— под управлением ЮАР. В 1995 членом Содружества стал Камерун . Под британским
управлением находилась лишь часть его территории по мандату Лиги наций
( 1920 — 1946 ) и по соглашению об опеке с ООН (1946—1961).
Существует
лишь один член Содружества, для которого это правило было нарушено. Мозамбик,
бывшая колония Португалии , была принята в Содружество в 1995 после триумфального
восстановления членства ЮАР и проведения в Мозамбике первых демократических
выборов. За Мозамбик попросили его соседи, все из которых входили в Содружество
и желали помочь Мозамбику в преодолении ущерба, нанесённого экономике
этой страны в связи с её противостоянием с режимами белого меньшинства
в Южной Родезии (теперь Зимбабве ) и ЮАР. В 1997 главы государств Содружества
всё же приняли решение о том, что вопрос Мозамбика следует рассматривать
как особый и не создающий прецедента на будущее. |
Президент
Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции
с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована,
но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны
идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.
Давид
Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство
израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации
может означать зависимость от Великобритании. Содружество также негативно
отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания
Израилю большей поддержки.
Египет
и Ирак никогда не проявляли желания вступить в Содружество, так же как
Бахрейн , Иордания , Кувейт и Оман . Не входили в Содружество США, образовавшиеся
из бывших британских колоний в 1776г., и Гонконг , ставший по завершении
британского управления в 1997 специальным административным районом КНР. |
Каждая
страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода
из него. В 1972 из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания
Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 Пакистан вернулся
в состав организации. Фиджи выходило из состава организации в 1987 — 1997
после государственного переворота, в результате которого в стране была
провозглашена республика. Зимбабве вышло из Содружества в 2003 после того,
как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение
о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран
Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм
управления страной.
Хотя
главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать
участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения
из Содружества никакими документами не определена. В то же время государства
Содружества (Commonwealth Realms), провозглашающие себя республиками,
автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным
членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве. Ирландская Республика
не обращалась с такой просьбой, поскольку на момент её провозглашения
республикой в 1949 эта норма ещё отсутствовала. Вопрос о вхождении Ирландии
в Содружество неоднократно поднимался, однако это предложение не пользуется
поддержкой среди местного населения, продолжающего ассоциировать Содружество
с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством,
вышедшим из Содружества и не восстановившим своего членства.
ЮАР
лишилась членства после провозглашения республики в 1961 в связи с неприятием
многими членами Содружества — странами Азии, Африки и Канадой — политики
апартеида , проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать
заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет
отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994 , после того, как был
положен конец апартеиду. После провозглашения республики на островах Фиджи
в 1987, просьба о восстановлении членства в Содружестве была подана лишь
в 1997г.
В
последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества
«в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров
стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта
мера не прекращает членства этого государства в Содружестве. Данная мера
принималась в отношении Фиджи в 2000-01гг. после военного переворота в
этой стране и в отношении Пакистана с 1999 по 2004гг. по аналогичной причине.
Нигерия не участвовала в совещаниях с 1995 по 1999гг. В 2002г. аналогичная
мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и
земельная реформы правительства Роберта Мугабе). |
Номинальный
глава Содружества — Елизавета II . В 16 государствах, входящих в Содружество
(помимо Соединённого Королевства ), она также является и главой государства.
Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха
главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества.
Эти государства — либо республики, либо монархии, управляемые собственными
монархами. Титул главы Содружества не передаётся по наследству. При смене
монарха на британском троне главам правительств стран-членов Содружества
предстоит решать, станет ли новый монарх главой Содружества.
С
1965 в Содружестве существует Секретариат с штаб-квартирой в Лондоне.
Его возглавляет бывший министр иностранных дел Новой Зеландии Дон Маккиннон
(Don McKinnon). Годовщина создания Содружества — День Содружества (Commonwealth
Day) — отмечается во второй вторник марта. Официальным названием Министерства
иностранных дел Великобритании по-прежнему является Foreign and Commonwealth
Office — Министерство иностранных дел и по вопросам Содружества. |
Актом
о британском гражданстве 1981 года (British Nationality Act)
предусмотрен такой вид гражданства, как гражданство Содружества (Nationality),
которое устанавливается для всех граждан стран-участниц организации. По
отношению к Великобритании все граждане Содружества, за исключением собственно
британских граждан (British citizens), признаются британскими
подданными (British subjects) и имеют право на получение британского
гражданства в регистрационном порядке.
Государства,
входящие в Содружество, поддерживают между собой обычные дипломатические
отношения через высоких комиссаров (High Commissioners), имеющих
ранг послов. Дипломатические отношения между странами Содружества и другими
государствами осуществляются в обычном порядке. |